ABCHESS включает обороты.По окончанию чемпионата города мы сразу взялись за усиленную подготовку к чемпионату Казахстана. В подготовку подключилась тяжелая артиллерия в лице меня международного мастера и Дауримбетова Азамата мастера спорта.
Акерке перешла в более сильную группу к Азамату и начала обучаться с ребятами 4-3 разряда. В группе у Азамата дети занимаются интенсивно и раскрываются полностью. Азамату удается развить в ребенке умение качественно считать варианты в уме и не достигнув даже второго разряда его ученики могут всю партию сыграть в слепую (я просто в шоке!). Также мы открыли специальную мини группу для Акерке и Назым, два раза в неделю по полтора часа (отмечу, что данная группа была бесплатной в течение всего времени подготовки). Таким образом Акерке начала обучаться шахматами пять раз в неделю по 1,5 – 2 часа и плюс выполняла домашние задания.
Обучение с Аккозовым Бериком.- Первым делом я старюсь почувствовать ребенка: обе девочки любят состязаться и в связи с этим все необходимые темы я преподносил в виде конкурсов. Занятия проходили весело и продуктивно.
- Для того, чтобы победить чемпионат РК мы должны были играть в силу сильного 4 разряда, а лучше в силу 3 разряда. На этом уровне очень важно хорошо видеть тактические удары. Девочки стоя решали серию задач с одной попытки на разные темы (двойной удар, связка, скрытое нападение и т.д.). Благодаря такому подходу мы решали около 20-30 задач и не уставали.
- В первую же неделю я поменял дебют у девочек и научил их разыгрывать относительно редкие дебюты среди начинающих шахматистов. В итоге у нас было преимущество: мы знали план игры в ожидаемых позициях, некоторые идеи и даже линии до мата.
- Работа над ошибками №1: по последним партиям Акерке было видно, что она плохо матует. Следовательно Акерке самостоятельно начала решать задачи на мат в 2 хода (решила около 200 задач). После этого она начала чрезмерно часто играть на мат) — Теперь мы ей поменяли задачи, она начала решать на выигрыш материала. Так мы балансировали ее развитие, стремясь построить основу для долгосрочной перспективы.
- Работа над ошибками №2: другая проблема, которая присуща многим детям — это быстрая игра. Чтобы преодолеть эту проблему мы научили её записывать шахматные партии. В итоге она оказалась одной из двух участниц на чемпионате Казахстана, которые умели вести запись партии. В начале у нее ухудшился результат, ведь теперь приходилось уделять внимание не только на партию, но и на запись. Но через какое-то время у неё начало получаться и чтобы до конца закрепить мы приняли участие в турнире на 2 разряд, где она набрала всего 0,5 очков, но зато получила необходимый опыт (отмечу, что практически после каждого поражения, мы её поддерживали и ставили ей цель не выиграть партию, а использовать время).
Таким образом мы работали над тактикой, дебютом и анализом. Так пятилетняя девочка занималась шахматами пять раз в неделю (а порой и все семь) по 1,5 – 2 часа и дополнительно дома решала задачи. Вы, возможно, подумаете, что такие нагрузки могут сломать ребенка, но на самом деле, если правильно подавать материал и делать так, чтобы ему нравилось (мотивируя), то это будет для него словно игра в песочнице.
В течение двух месяцев Акерке не пропустила ни одного занятия. Родители то и делали, что привозили ребенка, затем уезжали на работу, затем обратно за ней и в садик. Хочу выразить огромную благодарность её родителями за доверие и содействие в воспитании чемпионки. Со временем надеюсь мне придет понимание того, каким должен быть идеальный родитель для того, чтобы дать ребенку раскрыться в шахматах и стать чемпионом. Пока же у меня есть представление какой должен быть идеальный тренер и если получится, то обязательно об этом еще напишу.