Как стать чемпионом города?
В начале года прошел чемпионат города Алматы по шахматам среди детей. В турнире до 6 лет приняло участие 14 юных шахматистов, один из которых был нашим учеником. Турнир получился упорным, победитель определился лишь в последнем туре. Чемпион стал наш ученик Тулендинов Динмухаммед, заняв первое место среди мальчиков до 6 лет. Я следил за всеми партиями и проанализировал благодаря чему нам удалось победить!

Как стать сильным шахматистом и какие методы обучения применять?

За время тренерской работы я определил для себя шесть направлений, которые необходимо развивать, чтобы стать хорошим шахматистом. Это тактическое видение, позиционное понимание, знание дебюта и эндшпиля, физическая и психологическая подготовка. Мы с учеником в течение короткого периода времени провели большой объем работы по всем этим направлениям, в результате чего выиграли чемпионат. Расскажу об этом подробнее.
Шесть направлений, которые необходимо развивать, чтобы стать хорошим шахматистом
Тактическое видение – самая важная часть шахматного развития.
Методы обучения:
а) Решение шахматных задач. Динмухаммед за 3 месяца решил почти все задачи из трех книг: Иващенко 1а, Конотопов — тактика для начинающих шахматистов и Конотопов для 4 разряда. С учетом того, что в начале осени Димаш не умел играть в шахматы, он проделал самостоятельно большую часть работы. Подобную программу другие ученики проходят на протяжении года и даже больше. Со своей стороны, я анализировал его решения и определял какие тактические приемы закрепились плохо и в дальнейшем делал на это упор.
б) Игровая практика, участие в турнирах на разряды. Димаш за осень сыграл во многих турнирах и я по возможности старался наблюдать за всеми. В партиях хорошо были видны игровые минусы, и мы проводили соответствующую работу над ошибками.

Позиционное понимание – в детских шахматах это не самая важная часть, однако знание базовых вещей в разы упрощает игру. Например, когда Димаш играл решающею партию с лидером турнира до 6 лет Районой (2 года шахматного обучения), понимание стратегии в выигранных позициях сыграло ключевую роль. После тактических разменов у Димаша оказалось лишнее качество (ладья за коня), и он четко придерживался правила «если выигрываешь — делай равные фигурные размены», что облегчило реализацию. Он сдвоил ладьи по открытой вертикали, разменял одну пару ладьей и легко выиграл окончание: ладья против коня при двух пешечных флангах. Я наблюдал за реализацией преимущества 5-летнего мальчика и просто наслаждался!

Методы обучения: разыгрывание разных позиции с тренером, в процессе которого тренер обучает определению плана и стратегии исходя из позиции. Турнирная практика и обязательная работа над ошибками. Разбор гроссмейстерских партий (этот метод мы еще не практиковали). Изучение специальных книг, направленных для данного развития (тоже не применяли).

Дебютное знание (начало игры). 90% начинающих шахматистов делают первые ходы е4-е5 и тот, у кого побольше опыта, лучше чувствует подобные позиции. Так как Димаш уже в декабре начал выступать на 2-ой разряд и в его группе до 6 лет ожидались опытные участники, игнорировать дебютную работу мы не могли. Последний месяц и особенно неделю мы разыгрывали на тренировках и турнирах черными Сицилианскую защиту (1. е4-с5) и белыми Ферзевый гамбит (1. d4). Благодаря не самому популярному дебюту среди детей мы выбивали противников из привычных позиции и это сыграло важную роль во многих партиях чемпионата города Алматы.

Методы обучения: шахматные книги (дебют), компьютерные программы (Chess Base).

Знание эндшпиля (конец игры). «Умение подключать короля в конце игры», «умение задерживать проходные пешки противника», «поедание пешек», «оппозиция» и многое другое невозможно исполнить в игре, если вы не изучали это ранее. Не мало хороших шахматистов и тренеров игнорируют эту часть в расчете решить исход партии в миттельшпиле или разобраться за доской, однако не редко самые ценные очки теряют именно в окончаниях. И пусть в чемпионате города мы не столкнулись с окончанием, но я уверен эта работа еще принесет свои плоды.

Методы обучения: шахматные книги (эндшпиль), разыгрывание окончаний, этюдные задачи.

Как выиграть турнир, в котором каждый хочет стать чемпионом?

Освоив первые четыре пункта, вы станете хорошим шахматистом, однако не всегда этого достаточно для победы в турнире. Турниры с классическим контролем обычно занимают 7-9 дней и умственная нагрузка в такой период огромная (3-4 часа на партию, 1-2 часа на разбор и подготовку к следующей игре, плюс сдвоенные туры).

При такой нагрузке важную роль играет физическая подготовка. Динмухаммед играет футбол, занимается плаванием и по выходным бегает на Медео с отцом.

Психологическая подготовка — одно из любимых мною направлений. Страх перед лидером турнира или недооценка шахматиста ниже по званию; решающая партия или первый тур; нервозность в цейтноте или перевозбуждённость от ожидания победы; настрой к игре, турнирное давление и т.д. – все это может сыграть решающую роль в турнире. Про психологическую подготовку шахматиста написано мало книг, поэтому преимущество будет у ученика, тренер которого прошел путь профессионального шахматиста, испытав на себе все эти переживания. Такой тренер лучше сможет почувствовать ребенка, подобрать правильные слова.

Для нас с Димашем переломный момент произошел в преддверии чемпионата города. С утра шла большая работа на тактику, дебют, эндшпиль, а после обеда он играл в турнире на второй разряд. Он стал допускать грубые зевки и в последний день он проиграл две партии подряд, отдав в один ход в одной партии ладью, а в другой ферзя… Конечно пятилетний ребенок не выдержал, расплакался и я тоже немного занервничал…. Постояв, подумав, вспомнив свои ошибки, я смог перестроиться… пошел к ученику в конец коридора, присел на корточки, выдержал паузу и наконец сказал: «… жылайбер, асықпа… мен де ұтылғанмын, мен де жылағанмын… он жыл женіске жеталмадым бір ойынға бола … (он еще продолжал всхлипывать, но постепенно прислушивался)… Қазақстанның ен күшті шахматисты – ол да ұтылған, ол да кезінде жылаған… Магнус Карлсен де ұтылған, жылаған… (здесь Димаш успокоился)… Бырақ кейін олар қатемен жұмыс жасаған, кейін женіске жеткен… Біз де қателерді түзетеміз, біз де женеміз!… Затем он пошел умыться, сел играть последнюю партию и провел блестящую для его уровня комбинацию и выиграл партию!

Чемпионат города Алматы мы начали с поражения:))… Динмухаммед подошел ко мне после партии и сказал: «ертен жақсылап ойнаймын». Действительно последующие шесть партии он провел на высоком уровне для его подгруппы. Одни дети играли очень быстро, другие не могли настроиться и выложиться в полную силу, в итоге, не обладая достаточным опытом, мы воспользовались слабостями противников и выиграли чемпионат города Алматы среди мальчиков до 6 лет… Тогда на мгновение я вспомнил свой путь. Главную в жизни победу я начал с поражения в первом туре.

В заключении хотелось бы отметить, что эти шесть направлений не каждому дается легко развивать. Кто-то предрасположен к этой игре, а кто-то не совсем. Динмухаммед по природе способный мальчик. Он задает вопрос «неге» и моментально схватывает ответ. Глаза горят, бегают по доске. Решает с большим азартом задачки, его порой приходится удерживать, чтобы не перегорел. Его потенциал – это не Алматы, возможно, и не Казахстан, а гораздо дальше. Я рад, что повстречал такого малыша, внес какой-то вклад. Огромное спасибо Зауре Ятаевой, которая свела наши дороги в одной школе «Мирас». Спасибо Чингизу Серикбаю за содействие, он провел множество индивидуальных тренировок с Димашем. Спасибо отцу малыша, что так много времени уделял шахматам и турнирам…

Автор статьи: международный мастер и основатель школы ABCHESS SCHOOL Аккозов Берик
Попробуйте наше приложение бесплатно!
© Все права защищены
Следите за нами