Дебютное знание (начало игры). 90% начинающих шахматистов делают первые ходы е4-е5 и тот, у кого побольше опыта, лучше чувствует подобные позиции. Так как Димаш уже в декабре начал выступать на 2-ой разряд и в его группе до 6 лет ожидались опытные участники, игнорировать дебютную работу мы не могли. Последний месяц и особенно неделю мы разыгрывали на тренировках и турнирах черными Сицилианскую защиту (1. е4-с5) и белыми Ферзевый гамбит (1. d4). Благодаря не самому популярному дебюту среди детей мы выбивали противников из привычных позиции и это сыграло важную роль во многих партиях чемпионата города Алматы.
Методы обучения: шахматные книги (дебют), компьютерные программы (Chess Base).
Знание эндшпиля (конец игры). «Умение подключать короля в конце игры», «умение задерживать проходные пешки противника», «поедание пешек», «оппозиция» и многое другое невозможно исполнить в игре, если вы не изучали это ранее. Не мало хороших шахматистов и тренеров игнорируют эту часть в расчете решить исход партии в миттельшпиле или разобраться за доской, однако не редко самые ценные очки теряют именно в окончаниях. И пусть в чемпионате города мы не столкнулись с окончанием, но я уверен эта работа еще принесет свои плоды.
Методы обучения: шахматные книги (эндшпиль), разыгрывание окончаний, этюдные задачи.
Как выиграть турнир, в котором каждый хочет стать чемпионом?
Освоив первые четыре пункта, вы станете хорошим шахматистом, однако не всегда этого достаточно для победы в турнире. Турниры с классическим контролем обычно занимают 7-9 дней и умственная нагрузка в такой период огромная (3-4 часа на партию, 1-2 часа на разбор и подготовку к следующей игре, плюс сдвоенные туры).
При такой нагрузке важную роль играет физическая подготовка. Динмухаммед играет футбол, занимается плаванием и по выходным бегает на Медео с отцом.
Психологическая подготовка — одно из любимых мною направлений. Страх перед лидером турнира или недооценка шахматиста ниже по званию; решающая партия или первый тур; нервозность в цейтноте или перевозбуждённость от ожидания победы; настрой к игре, турнирное давление и т.д. – все это может сыграть решающую роль в турнире. Про психологическую подготовку шахматиста написано мало книг, поэтому преимущество будет у ученика, тренер которого прошел путь профессионального шахматиста, испытав на себе все эти переживания. Такой тренер лучше сможет почувствовать ребенка, подобрать правильные слова.
Для нас с Димашем переломный момент произошел в преддверии чемпионата города. С утра шла большая работа на тактику, дебют, эндшпиль, а после обеда он играл в турнире на второй разряд. Он стал допускать грубые зевки и в последний день он проиграл две партии подряд, отдав в один ход в одной партии ладью, а в другой ферзя… Конечно пятилетний ребенок не выдержал, расплакался и я тоже немного занервничал…. Постояв, подумав, вспомнив свои ошибки, я смог перестроиться… пошел к ученику в конец коридора, присел на корточки, выдержал паузу и наконец сказал: «… жылайбер, асықпа… мен де ұтылғанмын, мен де жылағанмын… он жыл женіске жеталмадым бір ойынға бола … (он еще продолжал всхлипывать, но постепенно прислушивался)… Қазақстанның ен күшті шахматисты – ол да ұтылған, ол да кезінде жылаған… Магнус Карлсен де ұтылған, жылаған… (здесь Димаш успокоился)… Бырақ кейін олар қатемен жұмыс жасаған, кейін женіске жеткен… Біз де қателерді түзетеміз, біз де женеміз!… Затем он пошел умыться, сел играть последнюю партию и провел блестящую для его уровня комбинацию и выиграл партию!