История Алишера, вице-чемпиона мира по шахматам среди детей. Часть 1

Как воспитывать чемпиона? Как готовиться к турниру, к партиям? Как реагировать на поражения и победить лидера турнира? Какой держать режим, настрой и где находить вдохновение? Как решать проблему со временем и побеждать противника ещё до начала партии?

Обо всём этом и многом другом в статье международного мастера, тренера и основателя шахматной школы, Аккозова Берика.

История Алишера, вице-чемпиона мира по шахматам среди детей. Часть 1

Как воспитывать чемпиона? Как готовиться к турниру, к партиям? Как реагировать на поражения и победить лидера турнира? Какой держать режим, настрой и где находить вдохновение? Как решать проблему со временем и побеждать противника ещё до начала партии?

Обо всём этом и многом другом в статье международного мастера, тренера и основателя шахматной школы, Аккозова Берика.
В апреле 2019 года мы с Алишером приняли участие в чемпионате мира по шахматам среди школьников, проходившем в Турции. По итогу турнира, Алишер занял второе место в категории до 7 лет. Мы усиленно готовились к турниру последние полгода, хотя, шахматами Алишер начал заниматься ещё в детском саду. За 15 месяцев, в возрасте 6 лет, он с нуля дошёл дорос до уровня первого разряда, что является безусловным свидетельством того, что Алишер - очень талантливый мальчик.
После того, как Алишер довольно быстро достиг уровня 3-го разряда за первые три месяца обучения, мы в ABCHESS SCHOOL создали все необходимые условия для того, чтобы он продолжал прогрессировать. Мы перевели его в профессиональную группу, где он обучался с более сильными детьми. Чуть позже, Алишер уже работал над дебютом с одним тренером, позиции наигрывал с другим, тогда как над тактикой и стратегией он работал непосредственно со мной. Совместными усилиями, мы старались всесторонне развивать талант Алишера.
Должен признаться, что несмотря на солидный тренерский опыт, обучая Алишера, я очень сильно прибавил именно как тренер - каждый день я должен был находить новые подходы к объяснениям и мотивации. Так, например, родилась необычная история о двух братьях и двух сестрицах. Главным был старший брат – Тактика. Младший брат – Стратегия. Младшую сестру звали Дебют, у неё были длинные косички, подобно разным дебютным вариантам. А старшую сестрицу со строгим характером звали Эндшпиль. У каждого из них были свои особенности, которыми Алишер должен был правильно пользоваться по ходу шахматной партии.
В апреле 2019 года мы с Алишером приняли участие в чемпионате мира по шахматам среди школьников, проходившем в Турции. По итогу турнира, Алишер занял второе место в категории до 7 лет. Мы усиленно готовились к турниру последние полгода, хотя, шахматами Алишер начал заниматься ещё в детском саду. За 15 месяцев, в возрасте 6 лет, он с нуля дошёл дорос до уровня первого разряда, что является безусловным свидетельством того, что Алишер - очень талантливый мальчик.
После того, как Алишер довольно быстро достиг уровня 3-го разряда за первые три месяца обучения, мы в ABCHESS SCHOOL создали все необходимые условия для того, чтобы он продолжал прогрессировать. Мы перевели его в профессиональную группу, где он обучался с более сильными детьми. Чуть позже, Алишер уже работал над дебютом с одним тренером, позиции наигрывал с другим, тогда как над тактикой и стратегией он работал непосредственно со мной. Совместными усилиями, мы старались всесторонне развивать талант Алишера.
Должен признаться, что несмотря на солидный тренерский опыт, обучая Алишера, я очень сильно прибавил именно как тренер - каждый день я должен был находить новые подходы к объяснениям и мотивации. Так, например, родилась необычная история о двух братьях и двух сестрицах. Главным был старший брат – Тактика. Младший брат – Стратегия. Младшую сестру звали Дебют, у неё были длинные косички, подобно разным дебютным вариантам. А старшую сестрицу со строгим характером звали Эндшпиль. У каждого из них были свои особенности, которыми Алишер должен был правильно пользоваться по ходу шахматной партии.
Кроме того, мы вместе с Алишером и Акерке (чемпионка Казахстана до 6 лет) записывали видеоуроки и решали задачи на время. Тогда же мы работали над моей новой книгой по тактике, и Алишер приходил на урок с заранее придуманной задачей либо интересной позицией взятой из сыгранной партии. В общем, мы творили! :) и получали огромное удовольствие от процесса и, само собой, большую пользу от изучения шахмат.
В данной статье я не буду делать акцент на предварительную подготовку к чемпионату мира, а расскажу непосредственно о турнире. Расскажу о том, что испытывает шахматист в финальных партиях: как бороться с волнением, самоуверенностью. О нашем распорядке дня, развлечениях и подготовке к партиям. О самых разных мелочах, которые многие не замечают, но которые однозначно влияют на игру и результат.
Начало
Турнир начинается уже в аэропорту, сразу после того, как ученики попрощались с родителями и вы проходите пункт паспортного контроля.
В составе нашей команды были Алишер, Алдияр, Абылай и Акерке с папой. Алишер и Акерке летели за результатом, а Алдияр и Абылай для опыта и воспоминаний. Для каждого из мальчиков это был первый самостоятельный полёт без родителей на 10 дней в возрасте 7 лет.

Обычно шахматисты приезжают на турнир за день до первого тура. Мы так и сделали, собственно, как и вся делегация из Казахстана численностью 60-70 человек. В ситуациях с дальними поездками, важно не утомиться, восстановить силы после перелета и быть готовым к бою в первом туре.

Есть те, кто прилетают за несколько дней до начала турнира. Плюсы: отдохнуть и акклиматизироваться. Минусы: помимо финансовых расходов, к середине турнира может показаться, что турнир очень долгий и ребёнок начнет скучать по дому и родным, что может негативно отразиться на игре. Важно в обоих случаях хорошо чувствовать ученика.
Самолёт вылетал рано утром в 6-7 часов, за два часа до вылета, как обычно, регистрация, что означало, что дети этой ночью будут спать мало. В самолете кто-то из шахматистов смотрел телевизор, кто-то играл на планшете или телефоне, некоторым удалось поспать.

Мы с Алишером сразу договорились, что он будет спать, хотя он, как и положено ребёнку, хотел смотреть мультик. Уютно устроившись между мной и Абылаем, Алишер большую часть полета провёл в сне.

До Анталии добрались благополучно, но делегацию нашу встретили не сразу. В общем, пока довезли до отеля и разместили был уже вечер. Многих казахстанцев номера не устроили. Они переселялись, что-то все время выясняли и жаловались. Ничего нового, т.к. в прошлом году на чемпионате мира в Албании было ровно то же самое.

Нас четверых заселили в двухкомнатную квартиру вдалеке от главного отеля. Как только мы зашли, я сказал детям: «Смотрите, какие у нас обалденные кровати (одна большая кровать и два раскладных дивана), ну как, вас устроит? – Да! – Тогда пойдёмте ужинать».
Питание. Досуг. Режим.
В отеле нас ждал большой шведский стол с турецкими сладостями. В первый день, я попробовал набрать всем детям горячей еды, но понял, что так меня на долго не хватит. Мы разделили зоны ответственности: Алдияр отвечал за салаты, Абылай за гарниры, я за горячее.

Алишер тоже хотел принимать участие, хотя едва дотягивался до столов. Он был самым младшим в команде – ему только исполнилось 7 лет, но он нашёл себе задачу по плечу – ответственный за соки и десерты! Он подходил к высокой стойке и говорил бармену «Sir, would you please give me an apple juice?», хотя вряд ли... скорее всего просто тыкал пальцем в нужный сосуд и смотрел на бармена, пока не дадут. В общем, как-то удавалось ему приносить нам всем попить.

После каждого ужина он снабжал нас шикарными десертами. За это мы его наградили "Звездой Мишлена". Знаете, даже самая простая трапеза может превратиться в развлечение, а это и нужно детям. Планшеты и телефоны во время турнира я детям не разрешаю, а значит надо предложить другую забаву.
Так как мы жили подальше от главной гостиницы у нас были регулярные прогулки до ресторана, турнирного зала, плюс практически каждый вечер мы ходили в бассейн. Поплавать в бассейне — любимое времяпровождение детей, поэтому его надо было заслужить: выигранными партиями, сильными ходами и решенными задачами.

Конечно же, будут они купаться или нет, в первую очередь, решала погода на улице, а не их заслуги. Тем не менее, дети верили в то, что зарабатывают нужные и важные баллы. Вода отлично разгружает организм после долгой интенсивной мозговой деятельности. После бассейна, дети всегда спали крепко.

В режиме нашего дня также был дневной сон. Считаю это самым важным элементом восстановления, когда турнирные партии играются после обеда. Дети спали по 30-60 минут первую часть турнира и по 60-90 минут вторую часть, просыпаясь за 1,5-2 часа до начала тура. Еще до отъезда родители учеников мне говорили, что их дети обычно не спят днём. То же самое, мне говорили и про Максима его родители годом раннее на чемпионате мира в Албании. Но, у меня все они спали как милые, после чего мы дружно шли на обед.
Питание. Досуг. Режим.
В отеле нас ждал большой шведский стол с турецкими сладостями. В первый день, я попробовал набрать всем детям горячей еды, но понял, что так меня на долго не хватит. Мы разделили зоны ответственности: Алдияр отвечал за салаты, Абылай за гарниры, я за горячее.

Алишер тоже хотел принимать участие, хотя едва дотягивался до столов. Он был самым младшим в команде – ему только исполнилось 7 лет, но он нашёл себе задачу по плечу – ответственный за соки и десерты! Он подходил к высокой стойке и говорил бармену «Sir, would you please give me an apple juice?», хотя вряд ли... скорее всего просто тыкал пальцем в нужный сосуд и смотрел на бармена, пока не дадут. В общем, как-то удавалось ему приносить нам всем попить.

После каждого ужина он снабжал нас шикарными десертами. За это мы его наградили "Звездой Мишлена". Знаете, даже самая простая трапеза может превратиться в развлечение, а это и нужно детям. Планшеты и телефоны во время турнира я детям не разрешаю, а значит надо предложить другую забаву.
Так как мы жили подальше от главной гостиницы у нас были регулярные прогулки до ресторана, турнирного зала, плюс практически каждый вечер мы ходили в бассейн. Поплавать в бассейне — любимое времяпровождение детей, поэтому его надо было заслужить: выигранными партиями, сильными ходами и решенными задачами.

Конечно же, будут они купаться или нет, в первую очередь, решала погода на улице, а не их заслуги. Тем не менее, дети верили в то, что зарабатывают нужные и важные баллы. Вода отлично разгружает организм после долгой интенсивной мозговой деятельности. После бассейна, дети всегда спали крепко.

В режиме нашего дня также был дневной сон. Считаю это самым важным элементом восстановления, когда турнирные партии играются после обеда. Дети спали по 30-60 минут первую часть турнира и по 60-90 минут вторую часть, просыпаясь за 1,5-2 часа до начала тура. Еще до отъезда родители учеников мне говорили, что их дети обычно не спят днём. То же самое, мне говорили и про Максима его родители годом раннее на чемпионате мира в Албании. Но, у меня все они спали как милые, после чего мы дружно шли на обед.
Первые партии
В первых партиях Алишер испытывал дебютные проблемы и ему приходилось выкручиваться. С Ли Романом он выкрутился за счёт тактики, а где-то ему просто повезло. Я ему говорил: «если получишь позицию хуже, продолжай искать шансы. Тот, кто выигрывает, обычно расслабляется. Ставь проблемы, подкручивай позицию. Но, если позиция лучше у тебя – не расслабляйся и не думай о лишнем, пока не закончишь партию… В плотных и острых позициях не забывай о Старшем брате Тактике, он самый главный, считай конкретные варианты. В позициях поспокойнее и во время хода противника, думай о Младшем брате Стратегии: какие фигуры не играют, кого можно разменять, где лучше играть...».

Первые две партии Алишер выиграл, но в третьей просрочил время в абсолютно равной игровой позиции и проиграл. Вот он первый тревожный звонок и надо было что-то с этим делать. В трансляцию попадали только первые две доски турнира, а Алишер играл на третьей. Поэтому, мы не видели его партии, и я не знал, как он расходует время.
Подобные проблемы я замечал у Алишера ещё в Алмате, он мог просто сидеть, смотреть на доску и даже не думать о шахматах. Думаю, он неправильно понял установку другого тренера: «сиди, высиживай противника». Обычно шахматисты испытывают проблемы со временем из-за недостатка знаний в дебюте и понимания игры в миттельшпиле из-за чего им приходится много считать и тратить время. Также, это может быть из-за "внутренних" проблем: неуверенность в себе либо страх перед противником, который ведет к обманчивому анализу своей игры в духе: «я проиграл только из-за времени, а так бы может и выиграл неудобного соперника» – в данном случае шахматист прячется за временем, думая, что такое поражение более оправданное, но это не так.

В нашем же случае было иначе, поэтому Алишер получил следующее указание: «после пяти ходов, пиши сколько осталось у тебя времени на бланке, если можешь пиши чаще, чем в интервале пяти ходов. В знакомом дебюте или позиции играй быстрее, но не играй быстро в незнакомых и счетных позициях. Постарайся на первые 30 ходов потратить 70 минут, а на последние 10 ходов иметь в запасе 20 минут, но ни в коем случае не проигрывай по времени!».
Первые партии
В первых партиях Алишер испытывал дебютные проблемы и ему приходилось выкручиваться. С Ли Романом он выкрутился за счёт тактики, а где-то ему просто повезло. Я ему говорил: «если получишь позицию хуже, продолжай искать шансы. Тот, кто выигрывает, обычно расслабляется. Ставь проблемы, подкручивай позицию. Но, если позиция лучше у тебя – не расслабляйся и не думай о лишнем, пока не закончишь партию… В плотных и острых позициях не забывай о Старшем брате Тактике, он самый главный, считай конкретные варианты. В позициях поспокойнее и во время хода противника, думай о Младшем брате Стратегии: какие фигуры не играют, кого можно разменять, где лучше играть...».

Первые две партии Алишер выиграл, но в третьей просрочил время в абсолютно равной игровой позиции и проиграл. Вот он первый тревожный звонок и надо было что-то с этим делать. В трансляцию попадали только первые две доски турнира, а Алишер играл на третьей. Поэтому, мы не видели его партии, и я не знал, как он расходует время.
Подобные проблемы я замечал у Алишера ещё в Алмате, он мог просто сидеть, смотреть на доску и даже не думать о шахматах. Думаю, он неправильно понял установку другого тренера: «сиди, высиживай противника». Обычно шахматисты испытывают проблемы со временем из-за недостатка знаний в дебюте и понимания игры в миттельшпиле из-за чего им приходится много считать и тратить время. Также, это может быть из-за "внутренних" проблем: неуверенность в себе либо страх перед противником, который ведет к обманчивому анализу своей игры в духе: «я проиграл только из-за времени, а так бы может и выиграл неудобного соперника» – в данном случае шахматист прячется за временем, думая, что такое поражение более оправданное, но это не так.

В нашем же случае было иначе, поэтому Алишер получил следующее указание: «после пяти ходов, пиши сколько осталось у тебя времени на бланке, если можешь пиши чаще, чем в интервале пяти ходов. В знакомом дебюте или позиции играй быстрее, но не играй быстро в незнакомых и счетных позициях. Постарайся на первые 30 ходов потратить 70 минут, а на последние 10 ходов иметь в запасе 20 минут, но ни в коем случае не проигрывай по времени!».
4 тур – домашняя заготовка
В четвертом туре мы встречались с шахматистом из Казахстана. Каракаш Кирилл был рейтинг фаворитом турнира и, если не ошибаюсь, чемпионом Казахстана годом ранее в их подгруппе. К сожалению для Кирилла, его партии с последнего чемпионата были у меня в базе, как одного из главных конкурентов. Эти партии я проанализировал еще за месяц до турнира: понимал стиль игры, сильные и слабые стороны, дебютную линию.

Последняя партия 9-го тура совпадала с дебютом Алишера. И в этой партии Кирилл немного неправильно разыграл начало. Поэтому, во время подготовки с Алишером, мы сперва изучили неправильный вариант из партии, а затем правильный вариант.
За доской Кирилл усилил вариант точными ходами, но Алишер был готов к этому. После выхода из дебюта возникла типичная позиция с изолированной пешкой. Разбудите Алишера ночью, спросите, как играть за и против изолированной пешки – он вам ответит. У Алишера исключительная память и огромная любознательность. Я честно не понимаю, как ему удается помнить варианты, которые мы с ним учили 10 месяцев назад и смотрели буквально пару раз.

Так вот, возникла позиция, где Алишер делал выгодные размены, а Кирилл ему только помогал в этом. То есть Кирилл играл за доской позицию, которую не совсем понимал, как надо разыгрывать. И это вполне нормально, так как я об этом тоже не знал, пока не начал читать книги. У Кирилла активный, агрессивный стиль игры – это было видно по другим его партиям. И вот он в середине игры раскрывает короля, проявляя свой стиль, который мы также допускали во время подготовки. Мне нравится такой стиль, однако обычно такие шахматисты, к числу которых относился и я, допускают стратегические ошибки, играя агрессивно. И если не суметь поставить серьёзных проблем, то потом позиция становится просто "дырявой" и, по сути, проигранной. Так и получилось в их партии: на пешечный штурм противника Алишер аккуратно упростил позицию. После чего стал играть по ослабленным полям, провёл тактику и победил партию.

Эту партию Алишер провёл бесподобно, но, если бы они встретились на неизвестной для обоих позиции, то исход был бы непонятным. Кирилл способный мальчик и на тот момент у него шахматный опыт был в два раза больше чем у Алишера.

Продолжение читайте здесь...
Вы можете пройти базовый курс в нашем приложении бесплатно!
© Все права защищены
Следите за нами