Успехи онлайн обучения — 2

Ильяс, 6 лет. Начал заниматься шахматами у нас в оффлайне в филиале в мкр Казахфильм, а затем продолжил обучение в онлайне.

Наблюдения основателя школы Аккозова Берика: «Ильяс занимался в онлайн школе с самого первого урока, как только мы запустили онлайн-группы. Он попал в группу для начинающих и вместе с другими 30 учениками и проходил Базовые знания по тактике. Первые уроки я немного переживал за Ильяса, т.к. знал, что он один из младших в группе. Но уже к 3-ему уроку я был спокоен за него, потому что видел, что у него все хорошо получается. Мне очень нравилось, что у Ильяса всегда была включена камера, и порой Ильяс даже занимался за столом во время ужина. Включенная камера позволяла мне видеть его эмоции и реакции. Было интересно наблюдать за тем, как Ильяс удивляется, что его решение неверно; или как он радуется при верном ответе на сложные задачи.

После 2-х месяцев обучения со мной Ильяс перешел в группу к Шынгысу, где они сосредоточились на конкретных ошибках, т.к. урок в мини-группах проходит немного иначе. Первые 15 минут объясняется теоретическая часть, решают задачи, а затем дети практикуются в игре. И во время партии тренер может точечно исправлять ошибки учеников.

Если говорить о качестве игры, то можно с уверенностью сказать, что за эти 3 месяца игра Ильяса улучшилась с начинающего до сильного 4 разряда. Если в самом начале Ильяс допускал множество ошибок, пропускал детский мат или мог проиграть с лишним ферзем. То сегодня Ильяс может реализовывать преимущество одной-двух лишних фигур. Наблюдая за результатами в онлайн игровых днях, можно заметить, что в начале Ильяс занимал места ниже среднего, а через некоторое время начал занимать призовые места и более того перешел на следующую по уровню игровую зону, где также показывает хорошие результаты.

Когда в июне были запущены оффлайн группы, Ильяс возобновил обычные тренировки и на реальной доске было заметно как сильно подтянулся уровень его игры за прошедшие два месяца. Т.к. встретившись с одногруппниками Ильяс стал на голову выше них. Сейчас Ильяс снова в онлайне, ему 6 лет и видно, что он с удовольствием и без усталости занимается в течении часа или 45 минут. За это время он развил в себе такие навыки, как внимательность, логика, память и умение вести борьбу в турнире (проигрывать, выигрывать и анализировать партию). Желаю ему дальнейшего совершенствования игры!»

Наблюдения мамы:

Ильяс проявил устойчивый интерес к занятиям шахматами с января 2020 года. До этого мы занимались в течении 5 месяцев ровно за год до этого, но с наступлением весны интерес пропал и выбор пал на игру со сверстниками во дворе. Все это время он не переставал время от времени играть дома с нами обоими, хотя на тот момент мы делали ходы чисто механически и игра носила очень символический характер.
С приближением осени 2019 года, часто проходя мимо школы АВChess (филиал на Аль-Фараби), Ильяс стал снова проситься на занятия. Но на тот момент, находясь в состоянии переезда из м-на Казахфильм, мы не нашли возможность отреагировать на его просьбу.

Ближе к концу года, а точнее уже в новом 2020 году, наш папа смог вновь водить Ильяса на шахматы, где он познакомился с новым тренером, Шынгысом и, как мне показалось,  Ильяс почувствовал новый прилив сил, положительные эмоции и стал занимался с большим удовольствием. Через некоторое время папе нужно было уезжать в Астану по работе, но он строго на строго наказал мне во что бы то ни стало продолжать водить Ильяса на шахматы. Учеба шла своим ходом, Шынгыс настойчиво приглашал нас на игровые дни по выходным (сродни нынешним выходным дня в LiChess.org), но тогда, как работающая мама, я мало понимала/хотела тратить свое время на выходных для этих целей и я также настойчиво не водила Ильяса на игровые дни.

В качестве домашнего задания тренер выслал нам распечатать книгу для занятий дома и сказал приносить ее с собой на каждое занятие, чтобы он мог видеть прогресс по сделанной работе. Через какое-то время я заметила, что Ильяс застрял на каком-то месте и не решает дальше. И как-то в пятницу я села с ним рядом и стала обсуждать с ним задачи, хотя я понимаю теперь что тогда, навык письма/чтения как таковой, у него еще не был развит, в силу его возраста и ему была просто необходима поддержка родителей в этом. Не смотря на то, что Ильяс понимал задание, объяснить мне он не мог, что значит задание “ Выигрыш коня/ферзя/ладьи” и сам выполнять не торопился. Кто, кого должен выиграть и как? Что значит “выиграть” в данном случае, в разрезе 1-2 ходов? Мне было не понятно. Как оказалось “выиграть” означало “срубить” заданную фигуру, а сторона, которая выполняет ход обозначается соответственно белым или черным треугольником (в разных учебниках это могут быть разные обозначения). Мы долго и упорно смотрели на задачи, пока не разобрались, что требуется сделать. В конечном итоге, решив 2 страницы задач в тот вечер, мы оба были в полном восторге, что поняли тему и выполнили домашнее задание. А до этого термины “Мат в 2 ходя путем жертвы ферзя” или другой фигуры был для меня неизвестным набором слов. Сдвинув камень с места, мы продолжили обучение.


Прошло совсем немного времени, около 2-х недель, и в Казахстане объявили карантин… Наш папа спешно вернулся из Астаны, а через два дня АВChess объявил об онлайн обучении, на что мы не раздумывая согласились. Тогда, да и по сей день, по качеству, как самой техники преподавания, так и контента, онлайн обучение в АВChess мало с чем можно сравнить. Все занятия в школах/садах, которые стали также уходить в онлайн, по качеству были просто “детским лепетом”. Наши учебные учреждения оказались неготовыми к новому формату, который требует глубокой проработки и подготовки материала.

Сейчас, анализируя последние 5 месяцев жизни в условиях карантина, можно предположить, что онлайн обучение в АВChess проходит так успешно, потому что уроки имеет четкую структуру и прекрасно подобранный материал, не говоря о том, что существует разработанный продукт – приложение АВChess, где можно пройти и закрепить любую пройденную тему в собственном темпе. Все темы разбиты на 3-х минутные объяснения материала. Сложные темы могут занимать 2-3 урока.

Три минуты теории может выдержать любой ребенок и взрослый, после чего идут задачи для закрепления материала, которые предлагаются в качестве закрепления темы по принципу от простого к сложному. Это обеспечивает понимание, заинтересованность и мотивацию решать задачи, так как успех гарантирован. При этом ведется статистика и можно видеть траекторию собственного развития – это также служит своего рода обратной связью для учащегося.

На нейрофизиологическом уровне во время таких занятий в мозге ребенка происходит выброс дофамина (гормон и нейромедиатор), благодаря успешному решению задач и перехода от темы к теме. Больше про роль этого гормона в процессе обучения можно узнать из Википедии и других научных источниках информации.

Таким образом в условиях изоляции данный формат обучения получился очень эффективным и успешным. Важно отметить, что особую роль здесь сыграл тренер и модератор таких уроков. Личность самого учителя, как известно, также важна, как и формат обучения. С нами работал основатель школы Берик Аккозов, профессионал международного уровня, а также человек, имеющий подход к детям – непринужденное и дружелюбное общение. Это было видно невооруженным взглядом во время наших коротких встреч еще в 2018-19 гг., когда Ильяс приходили на свои тогда еще первые уроки шахмат в клубе. Мы понимали, что Берик сам не преподает в нашем филиале и не могли надеяться, что когда-нибудь мы сможет заниматься с ним. И вот такая возможность выпала.


Динамика и интерактивность уроков, даже при одновременном участии более 25 игроков во время одной сессии, придавали атмосфере урока реальность (дети понимали, что к ним обращаются и их оценивают на индивидуальном уровне), сложность (нужно было решить задачу по новой теме за 30 сек. или минуту), ретроспективность (в конце урока задания давались по прошедшим темам), что в купе держало моего сына, в тонусе и он бежал на занятия, как на праздник, оставляя своих друзей, играющих в футбол, на площадке что, поверьте, не так уж и просто, учитывая что футбол – это еще одна его любимая игра.


В заключение, хочется сказать, что несмотря на успешность системы обучения в режиме онлайн, не только шахматам, а в обучение в целом – для человека очень важна социализация. Так как в этом случае задействуются другие участки головного мозга и обучение обеспечивает развитие мышления, как физиологического процесса, который нами не виден и не осознаваем (А.В.Курпатов, Мышление). Поэтому мы с удовольствием будем использовать приложение АВChess в качестве дополнительного инструмента и продолжать (каждый раз как только это будет возможным) приходить в клуб для живого общения и обучения. В современных условиях именно оно становится настоящей роскошью.

Уже очень много сказано о важности развития детей с ранних лет, а по своему сыну, я вижу как игра в шахматы влияет на его когнитивные способности и служит фундаментом в абстрактных сферах знаний. Практически же, он стал обдумывать даже самые свои простые действия на пару шагов вперед – что тоже очень ценно в таком раннем возрасте.

P.S.: Дописывая данный отзыв, не могу не поделиться очень трогательной и приятной новостью о том, что Ильяс сдал на 4-й разряд в эти выходные, 18-19 июля 2020 года, после 6 месяцев обучения и приятного времяпровождения… Надеюсь ваш путь к шахматам будет таким же успешным и приятным.