Как мы воспитали чемпионку Казахстана

чемпионка Казахстана до  лет Жанатова Акерке

По окончанию чемпионата города Алматы среди девочек до 6 лет наша ученица Акерке заняла 5 место и после двух месяцев усиленных тренировок стала чемпионкой Казахстана! Процесс обучения, упражнения, подготовка и все другие секреты вы найдете в этой статье. Читайте, применяйте и побеждайте – с добрыми намерениями ABCHESS SCHOOL.

ABCHESS SCHOOL: личная карта Жанатовой Акерке
Период: Весна – осень, 2017год (6 – 7 месяцев) Ноябрь – декабрь, 2017год (2 месяца)
Обучение Любительское Профессиональное
Программа «Шахматы для развития» «Будь чемпионом»
Кол-во занятий в неделю: Два раза Пять раз
Продолжительность урока: Один час Два часа
Выполнение разряда: 4 разряд 3 разряд
Достижение: 5 место на чемпионате г. Алматы среди девочек до 6 лет 1 место на чемпионате Казахстана среди девочек до 6 лет

Начало

Акерке пришла в нашу школу весной 2017 года и начала обучаться с самых азов в начинающей группе по выходным дням. Группа была новая, все дети были близки по возрасту и не имели никакого представления о шахматах.

Нагрузка на занятиях для начинающих легкая: дети решают простые задачи и много играют. Акерке хорошо выполняла домашние задания и регулярно посещала занятия, благодаря чему осенью после летних каникул Акерке начала играть в квалификационных турнирах и выполнила 4 разряд. В пятилетнем возрасте при обучении только в выходные дни это было отличным достижением! С этого момента мы выделили ее среди ровесников и сделали упор на её тренировки. Честно признаться, с первых дней как только узнал ее возраст — я сделал ставку на неё.

Жанатова Акерке

Первый официальный турнир.

На чемпионате города Алматы среди девочек до 6 лет от нашей школы выступали две девочки: Назым и Акерке. Назым обучалась в специальной группе для 5-6 летних детей вечером в будние дни. На момент чемпионата города у Назым еще не было 4 разряда, однако у неё по природе боевой характер и предрасположенность к шахматам. В итоге Назым обошла Акерке и заняла третье место!

Первый серьезный чемпионат послужил отличным опытом не только для Акерке, но и для ее родителей, в особенности для мамы. Ведь она пережила все турнирное давление, волнение и прочувствовала шахматную жизнь. Я же был уверен, что Акерке себя полностью не реализовала и верил, что мы еще отыграемся на детском чемпионате Казахстана, который должен был начаться через 2 месяца в Алматы.

ABCHESS включает обороты.

По окончанию чемпионата города мы сразу взялись за усиленную подготовку к чемпионату Казахстана. Акерке перешла в более сильную группу и начала обучаться с ребятами 4-3 разряда. Тренер развивает в ребятах умение качественно считать варианты в уме и не достигнув второго разряда ученики могут всю партию играть в слепую — это действительно круто!

Также мы открыли специальную мини группу для Акерке и Назым с международным мастером Аккозовым Бериком по два раза в неделю по полтора часа (отмечу, что данная группа была бесплатной в течение всего времени подготовки). Таким образом Акерке начала обучаться шахматами пять раз в неделю по 1,5 – 2 часа и плюс выполняла в выходные самостоятельные задания.

Обучение с Аккозовым Бериком.

  • Первым делом я старюсь почувствовать ребенка: обе девочки любят состязаться и в связи с этим все необходимые темы я преподносил в виде конкурсов. Занятия проходили весело и продуктивно.
  • Для того, чтобы победить чемпионат РК мы должны были играть в силу сильного 4 разряда, а лучше в силу 3 разряда. На этом уровне очень важно хорошо видеть тактические удары. Девочки стоя решали серию задач с одной попытки на разные темы (двойной удар, связка, скрытое нападение и т.д.). Благодаря такому подходу мы решали около 20-30 задач и не уставали.
  • В первую же неделю я поменял дебют у девочек и научил их разыгрывать относительно редкие дебюты среди начинающих шахматистов. В итоге у нас было преимущество: мы знали план игры в ожидаемых позициях, некоторые идеи и даже линии до мата.
  • Работа над ошибками №1: по последним партиям Акерке было видно, что она плохо матует. Следовательно Акерке самостоятельно начала решать задачи на мат в 2 хода (решила около 200 задач). После этого она начала чрезмерно часто играть на мат J) — Теперь мы ей поменяли задачи, она начала решать на выигрыш материала. Так мы балансировали ее развитие, стремясь построить основу для долгосрочной перспективы.
  • Работа над ошибками №2: другая проблема, которая присуща многим детям — это быстрая игра. Чтобы преодолеть эту проблему мы научили её записывать шахматные партии. В итоге она оказалась одной из двух участниц на чемпионате Казахстана, которые умели вести запись партии. В начале у нее ухудшился результат, ведь теперь приходилось уделять внимание не только на партию, но и на запись. Но через какое-то время у неё начало получаться и чтобы до конца закрепить мы приняли участие в турнире на 2 разряд, где она набрала всего 0,5 очков, но зато получила необходимый опыт (отмечу, что практически после каждого поражения, мы её поддерживали и ставили ей цель не выиграть партию, а использовать время).

Zhanatova Akerke ABCHESS SCHOOL

Таким образом мы работали над тактикой, дебютом и анализом. Так пятилетняя девочка занималась шахматами пять раз в неделю (а порой и все семь) по 1,5 – 2 часа и дополнительно дома решала задачи. Вы, возможно, подумаете, что такие нагрузки могут сломать ребенка, но на самом деле, если правильно подавать материал и делать так, чтобы ему нравилось (мотивируя), то это будет для него словно игра в песочнице.

В течение двух месяцев Акерке не пропустила ни одного занятия. Родители то и делали, что привозили ребенка, затем уезжали на работу, затем обратно за ней и в садик. Хочу выразить огромную благодарность её родителями за доверие и содействие в воспитании чемпионки. Со временем надеюсь мне придет понимание того, каким должен быть идеальный родитель для того, чтобы дать ребенку раскрыться в шахматах и стать чемпионом. Пока же у меня есть представление какой должен быть идеальный тренер и если получится, то обязательно об этом еще напишу.

шахматная семья

Чемпионат Казахстана.

Впервые в истории шахмат Казахстана разыгрывался чемпионат среди детей до 6 лет. Благодаря усиленной подготовке мы могли рассчитывать на медали в этой возрастной категории. В итоге Жанатова Акерке набрала 8 из 9 очков и стала первой чемпионкой Казахстана среди девочек до 6 лет.

Мы выиграли этот турнир благодаря дебютным знаниям (мы чувствовали гораздо лучше позиции, которые возникали на доске, а порой ставили маты, которые учили на тренировках), умению писать (мы играли медленнее других и это улучшало качество игры), тактическому видению (около 350 задач за два месяца) и тренерской поддержке.

В течении турнира все тренера нашей школы старались максимально часто посещать соревнование. Так получилось, что Акерке выиграла все партии в дни, когда на тур приходил её дедушка и я. На самом деле это не совпадение и не случайность – здесь кроется еще один секрет.

Перед самым началом тура в последние 5 минут я обеих девочек настраивал на игру. Я напоминал самые простые и часто встречаемые ошибки у начинающих шахматистов. Они выучили все мои слова о том, что надо следить за последним ходом противника и не надо спешить. Так они заходили на партию настроенными и заряженными. Так было в одни дни, в какие-то дни за 10-15 минут мы решали задачи, чтобы мозг был раскаченным и помнил идеи. Я просто смотрел на них и чувствовал, что у них творится в голове и в душе (волнение, страх или самоуверенность) и принимал необходимые действия или говорил нужные слова.

Зачем я раскрываю наши секреты?

Нашей школе всего 1,5 года и за это время мы воспитали чемпиона города и чемпионку Казахстана, — скажите мне об этом еще год назад, я бы не поверил. У нас прекрасная команда, с которой можно потягаться и в мире. Мне нравится стремиться к новым знаниям и делиться ими. Пусть другие школы станут сильнее, и нашей школе придется еще больше стараться, так шахматы Казахстана станут еще сильнее! Мне хочется, чтобы мы привносили новое в жизнь, а шахматы имеют огромный нераскрытый потенциал.

Ну, а самым главным моим двигателем в шахматах является фраза: «От чего мне было бы приятно в детстве, если бы тогда по отношению ко мне это проявляли». Если бы мне кто-то в детстве сказал, как и над чем мне надо работать или поработал бы вместе со мной – я бы мог стать очень сильным шахматистом. У меня нет возможности повлиять на своё прошлое, но есть возможность повлиять на будущее других детей. Так почему бы не показать им эту дорогу.